МАДОУ «Дульдургинский детский сад «РОМАШКА» группа «Смешарики» воспитатель Намсараева Янжима Цыренжаповна
Артикуляционная гимнастика в старшей группе
Цель: Закрепитьназванияоргановартикуляционногоаппарата.Вырабатывать основныедвиженияиопределенныеположенияоргановартикуляционного аппарата. Учитьвыполнятьдлительныйплавныйвыдох. 3и 4 неделя Цель: добиватьсяустойчивогоконечногорезультата. Упражнять вуменииудерживатьязыкзанижнимизубамиврасслабленном состоянии. Воспитыватьдлительнуюплавнуювоздушнуюструю, ненадуваящёк. Iчасть 1. Упражнение для губ: «Бублик» Беззвучное произнесение звука «э» (счет до 6, 3 раза). 2. Упражнение для языка: «Постелька». Широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном спокойном состоянии (под счет до 6, 3 раза). 3. Упражнение на дыхание «Подуем на листочек» II часть Отчитывать: А – шепнем Я – тихонько У – крикнем звонко Ю – так громко Усложнение на 4 неделе 1. Упражнение для губ: «Улыбка». Уголки губ растянуты, зубы видны, сближены, но не замкнуты (4 раза под счет до 6).1 неделя (см. подготовительная к школе группа) –Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик? В домике этом Красные двери, Рядом с дверями Белые звери. Любят зверюшки Конфеты и плюшки. Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. – медленное открывание и закрывание рта. Непоседливый язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из дома. (Широкий язык на нижней губе). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке. Наш язычок очень веселый. Он любит веселиться, играть и прыгать. Да так прыгать, что достает до потолка. Язычок щелкает. Язычок очень любит «петь» разные песенки. Однажды он пел: «и-и-и». Как он пел? Дети на одном выдохе длительно поют звук «и». Затем на одном выдохе, но прерывисто: «и-и-и». Настал вечер. Сначала закрылась вторая дверца домика, затем первая и язычок уснул.ОКТЯБРЬ 1 – 2 недели Цель: Укреплятькруговуюмышцурта, вытягиватьгубывпередудерживатьвтакомположении. Вырабатыватьумениеделатьязык широкимиудерживатьеговспокойномрасслабленномсостоянии. Упражнятьвумениивыполнятьдлительный, ровныйвыдох. Iчасть 1. Упражнение для губ: «Хоботок». Зубы сомкнуты, губы сомкнуты и вытянуты вперед, зубы не видны (счет до 6, 4 раза). 2. Упражнение для языка: «Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком состоянии (под счет до 6, 3 раза). 3. Упражнение на дыхание: «Подуем на блинчик». IIчасть Отчитывать Мама Эмма, папа Эрик, Дети: Элла, Эрна, Эдик – Это всё семья одна, Любит букву Э она. Усложнениена 2 неделе 1. Упражнение для губ Движение губ хоботком влево, вправо (под счет до 6, 3 раза). 2. Отчитывать: Шёл по полю сильный вол, А вола хозяин вел. Тигр попал в глубокий ров,И раздался страшный рёв 3 – 4 недели Цель: Упражнять в умении быстро менять положение губ. Укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка. Отрабатывать длительный плавный выдох. I часть 1. Упражнение для губ: «Улыбка» в чередовании (под счет до 6, 3 раза). 2. Упражнение для языка «Пирожок» Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Удерживать под счет до 6, 3 раза. Губы неподвижны. 3. Упр. на дыхание: «Трубач» Кисти рук сжаты в трубочку. Поднять вверх. Медленный вдох, длительный выдох с произношением звука: п-ф-ф-ф (4р) IIчасть Отчитывать: В альбоме острый уголок Рисует черный уголек. Я торт поставил на поднос И к чайному столу поднёс Усложнениена 4 неделе 1. Упражнение на дыхание: «Каша кипит» Одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь – вдох, опускать грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громкое произношение: ш-ш-ш-ш (4р).НОЯБРЬ 1 – 2 недели Цель: Укреплять круговую мышцу рта. Развивать умение вытягивать вперед округленные губы. Укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Упражнять в умении выполнять длительный плавный выдох. I часть 1. Упр. для губ: «Трубочка» Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед, зубы видны (счет до 6, 3 раза) 2. Упр. для языка: «Качели» Рот открыт, губы в улыбке. Движение широкого языка вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны (под счет до 6 – 4 раза) 3. Упр. на дых: «Подуем на снежинку» IIчасть Отчитывать: ша-ша-ша – мама моет малыша, шу-шу-шу – я письмо пишу, аш-аш-аш – у Марины карандаш Усложнение на 2 неделе 1. Упражнение для губ: «Улыбка» - «Трубочка» в чередовании (счет до 6, 4 раза) 3 – 4 неделиЦель: Вырабатыватьточныедвижениягуб, укрепляямышцыгубиязыка. Развиватьумениеподниматьбоковыекраяикончикязыка, умение удерживатьязыквтакомположении. Отрабатыватьрезкийсильныйвыдох. Iчасть 1. Упр. для губ: Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и опускание их вниз при плотно сжатых челюстях. 2. Упр. для языка: «Чашечка» Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут, боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена. Удержать под счет до б, 4 раза. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. 3. Упр. на дыхание «Задуй свечу» IIчасть Отчитывать: У мышки – мышата, У кошки – котята, У ерша – ершата, У лягушки – лягушата. Усложнениена 4 неделе 1. Упр. для языка: «Вкусное варенье» Цель: Укреплятьмышцыязыка, развиватьподвижностьязыка, вырабатыватьподъемширокойпереднейчастиязыка. Рототкрыт. Губывулыбке. Широкимпереднимкраемязыкаоблизатьверхнюю губу,делаядвиженияязыкомсверхувниз,затемвтянутьязык врот, кцентрунеба.Нижняячелюстьнеподвижна (3 разаподсчетдо 5)ДЕКАБРЬ 1 – 2 недели Цель: Укреплятькруговуюмышцурта, развиватьумениеокруглять губыиудерживатьихвтакомположении. Развиватьмышцыязыка. Совершенствоватьумениеподниматьбоковыекраяикончикязыка удерживатьвтакомположении. Учитьнаправлятьвоздушнуюрезкую струюпосерединеязыка. Iчасть 1. Упр. для губ: «Рупор» Зубы сомкнуты. Губы округлены. ЯНВАРЬ 1 – 2 недели Цель: Укреплятькруговуюмышцурта, развиватьумениеудерживатьгубывулыбке, укреплятьмышцыязыка. Вырабатыватьдвиженияязыкавверх, растягиваяподъязычнуюуздечку. Отрабатыватьдлительную целенаправленнуювоздушнуюструю. I часть 1. Упр. для губ. «Заборчик» (3 раза под счет до 8) Губы растянуты в улыбке, верхние и нижние резцы видны.2. Упр. для языка: «Грибок» (4 раза под счет до 7) Рот открыт губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу. Удерживать в таком положении. 3. Упр. на дыхание. «Подуй на снежинку». IIчасть Отчитывать: Ча-ча-ча, ча-ча-ча, горит в комнате свеча. Чу-чу-чу, чу-чу-чу, молоточком я стучу. Оч-оч-оч, оч-оч-оч, наступила ночь! Усложнениена 2 неделе 1. Упр. для губ. «Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка» в чередовании Цель: Закреплятькруговуюмышцурта. Вырабатыватьумениебыстроменятьположениегуб. Зубысомкнуты, губамиимитируетсяпроизнесениезвуков: И-Ф-У. 3 – 4 недели Цель: Упражнятькруговуюмышцурта. Вырабатыватьумениебыстроменять положениегуб, укреплятьмышцыязыка, вырабатыватьумениеудерживатьязыкввертикальномположении. Растягиватьподъязычнуюуздечку. Отрабатыватьдлительную, плавнуювоздушнуюструю.I часть 1. Упр. для губ: «Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка». 2. Упр. для языка: «Гармошка» (4 раза под счет до 7). Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык прижат к нёбу, язык присасывается и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. Следить, чтобы язык не провисал. 3. Упр. на дыхание. «Остудим чай» IIчасть Отчитывать: В ночи не кирпичи лопочут на печи. Лопочут на печи в опаре калачи. Усложнениена 4неделе 1. Упр. для языка «Чашечка» (3 раза под счет до 8) 2. Отчитывать: Ща-ща-ща, ща-ща-ща, мы несем домой леща, Ащ-шц-ащ, ащ-ащ-ащ, мы наденем плащ. ФЕВРАЛЬ 1 – 2 недели Цель: Добиватьсядифференцированнойработыоргановарт. аппарата. Вырабатыватьумениерасслабивмышцыязыка, удерживатьегошироко распластанным. Отрабатыватьверхнееустойчивоеположениеязыка. Отрабатыватьдлительнуюплавнуювоздушнуюструю. Iчасть 1. Упр. для губ. «Оттягивание вниз нижней губы» (4 раза, счет до 7) Обнажаются только нижние зубы. 2. Упр. для языка «Наказать непослушный язычок» (4 раза под счет до 7) «Прикоснуться к верхним зубам» (4 раза под счет до 6) Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижат к альвеолам за верхними зубами. 3. Упр. на дыхание. «Ветерок дует по дорожке». Язык лежит на нижней губе. II часть Отчитывать: Щука в речке жила, щеткой воду мела. Щи варила для гостей, угощала пескарей. Усложнениена 2 неделе 1. Вместо упр. «Наказать непослушный язычок» - упр. «Маляр». 3 – 4 недели Цель: Упражнятьвумениибыстроменятьположениегуб, быстроприниматьустойчивоеположение. Вырабатыватьподъемязыка, развиватьгибкостьиподвижностьегопереднейчасти. Отрабатыватьдлительную, плавнуювоздушнуюструю. Iчасть 1. Упр. для губ. Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы и оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы. Чередовать 3 раза под счет до 7 2. Упр. для языка «Индюк». Рот открыт, производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Сначала медленно, затем убыстрять темп и добавить голос: «бл-бл-бл». Нижняя челюсть неподвижна. – «Грибок» (3 раза под счет до 7) 3. Упр. на дыхание «Подуй на султанчик» IIчасть Отчитывать: Болонка пила у колонки, Колонка поила болонку! Усложнениена 4 неделе 1. Вместо упр. «Грибок» - упр. «Горка» Цель: Укреплятьмышцыязыка, вырабатыватьподъёмкорняязыка Рототкрыт. Широкийкончикязыкаупираетсявбугоркизанижнимизубами, спинкаязыкавыгибаетсявверх, затемвыравнивается. Челюстьнеподвижна. МАРТ 1 – 2 недели Цель: Добиватьсябыстройвыработкивибрациигуб. Укреплятькруговую мышцурта. Вытягиватьгубывперед, удерживатьвтакомположении. Укреплятьмышцыязыка, вырабатыватьподъемспинкиикорняязыка. Учитьуправлятьсилойвоздушнойструи. I часть 1. Упр. для губ «Фырканье лошади». Вибрация губ на длительном выдохе. «Хоботок» (3 раза под счет до 7) 2. Упр. для языка. «Горка» (3 раза под счет до 7) 3. Упр. на дыхание. «Дует ветер» (губы в положении артикуляции звука "Ш". Начинать упр. тихо, заканчивать громко:ш-ш-ш-…) II часть Отчитывать: У липы липовый листок, у липы липовый цветок. Целебен липовый цветок и липок липовый листок. Усложнениена 2 неделе 1. Упр. для губ. Движения губ хоботком влево – вправо. Сначала с фиксацией, затем слитно. 2. Упр. для языка «Лошадка» (язык прижат к небу) 3 – 4 недели Цель: Совершенствоватьумениебыстроменятьположениегуб. Вырабатыватьподъемязыка, умениеделатькончикязыканапряженным, развиватьегоподвижность. Вырабатыватьдлительную, плавнуювоздушную струю. Iчасть 1. Упр. для губ. Беззвучное произношение звуков А – И – У с фиксацией каждого положения под счет до 3, 4 раза. 2. Упр. для языка. «Грибок» «Барабан» (4 раза под счет до 7). Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, отчетливо произнося звук «д-д-д». З. Упр. на дыхание. «Подуть на ушибленное место». IIчасть Отчитывать: У дома ель, а мальчик ел. На реке мель, а в школе мел. Усложнениена 2 неделе 1. Упр. для языка «Барабанщик» 2. Отчитывать: Ра-ра-ра, ра-ра-ра, мы убираем двор с утра. Ро-ро-ро, ро-ро-ро, весь мусор соберем в ведро. Ре-ре-ре, ре-ре-ре, метем усердно во дворе. АПРЕЛЬ 1 – 2 недели Цель: Укреплятькруговуюмышцурта, добиватьсяустойчивостиконечногорезультата. Укреплятьмышцыязыка, вырабатыватьумение удерживатьязыкввертикальномположении, растягиватьподъязычную уздечку. Развиватьподвижностькончикаязыка. Совершенствоватьумениенаправлятьвоздушнуюструюпосерединеязыка. I часть 1. Упр. для губ. «Втянуть губы воронкой» При широко разомкнутых челюстях губы втягиваются вглубь рта, плотно прижимаясь к зубам. 2. Упр. для языка «Гармошка» (3 раза под счет до 7) 3. Упр. на дыхание «Фокус» IIчасть Отчитывать: Картина в корзине, карась на картине. Карась с карасенком и ёршик с ершонком. Усложнениена 2 неделе 1. Упр. для губ. «Заборчик» - «Трубочка» в чередовании. 3 – 4 недели Цель: Добиватьсяустойчивостиконечногорезультата. Вырабатывать подъёмязыка. Вырабатыватьплавную, длительнуюнепрерывную воздушнуюструю, идущуюпосерединеязыка. Iчасть 1. Упр. для губ. Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием её при раскрытии рта «Чмоканье» (3 раза под счет до 8) 2. Упр. для языка: «Автомат» 3. Упр. на дыхание: «Подуть через трубочку» Рот открыт, губы в улыбке, язык свернуть трубочкой и подуть на полоску бумаги. Стараться, как можно дольше удерживать её на выдыхаемой воздушной струе. IIчасть Отчитывать: Перина у Марины, Марина на перине. Перина под Мариной, Маринина перина. Усложнениена 4 неделе 1. Упр. для языка «Постелька» Цель: Совершенствоватьумениедетейудерживатьязыквспокойномположении. МАЙ 1 – 2 недели Цель: Вырабатыватьплавностьдвиженийвпереходеотоднойарт. Позы надругую. Вырабатыватьумениеделатьязыкширокимиудерживать еговспокойном, расслабленномсостоянии. Вырабатыватьгибкостьи подвижностькончикаязыка. Отрабатыватьдлительнуюцеленаправленную воздушнуюструю. I часть 1. Упр. для губ. «Улыбка» - «Бублик» в чередовании. Фиксировать под счет до 7. 2. Упр. для языка «Лопатка» (3 раза под счет до 8) «Маляр» 3. Упр. на дыхание «Подуй на дорожку» Плавный длительный выдох на язык, который находится в положении упр. «Лопатка». IIчасть Отчитывать: Мышка слушает мышку, кошка слушает кошку! Кошка скушает мышку, а мышке не скушать кошку! Усложнениена 2 неделе 1. Упр. для языка. «Лопатка» - «Постелька» в чередовании. 3 – 4 недели Цель: Упражнятьвуменииплавнопереключатьсясоднойарт. позына другую. Укреплятьмышцыязыка, развиватьумениеподниматьбоковыекраяязыка. Iчасть 1. Упр. для губ. Укрепление мышц губ при беззвучном произнесении гласных: У – О – И. 2. Упр. для языка. «Пирожок» «Чашечка» (3 раза под счет до 8) IIчасть Отчитывать: Крыса не сидит на крыше. Шестые сутки шутим шутки. Усложнениена 4 неделе 1. Вместо упр. «Пирожок» - упр. «Кошка лакает молоко» 2. Отчитывать: Задрожали зайки, увидев волка на лужайке. 21 декабря 2021 в 14:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.