МАДОУ «Дульдургинский детский сад «РОМАШКА» группа «Смешарики» воспитатель Намсараева Янжима Цыренжаповна
проект "Дружба в движении"МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Ромашка» Творческий проект по формированию основ толерантности у дошкольников «Дружба в движении» Автор: Намсараева Янжима Цыренжаповна, воспитатель-хореограф Содержание 1. Пояснительная записка 2. Содержание проекта 3.Этапы реализации проекта 4. Ожидаемые результаты 5. Смета расходов 6.Риски и пути их устранения 7.Перспективы развития проекта 8. Используемая литература 1.Пояснительная записка Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в это время важно сформировать у всех детей начало доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности. Вопрос воспитания толерантности у детей дошкольного возраста остается важным и значимым. В связи с изменениями среды обитания людей возникла необходимость выведения мышления молодого поколения человечества на новый уровень. Такие качества как толерантность, способность понимания, доброжелательность по отношению ко всем людям в мире должны способствовать формированию каждой личности [1, с. 23]. Значительная роль в этом процессе принадлежит учреждениям дополнительного образования, в деятельности которых реализуются идеи гуманизации и жизнетворчества воспитанников. Особую категорию воспитанников таких учреждений составляют дошкольники, активно осваивающие популярные программы раннего эстетического развития, среди которых, пожалуй, наибольшую востребованность составляют программы освоения танцевального искусства [2, с. 30]. Формирование толерантности актуальная проблема, но по причине недавнего возникновения, мало изученная. За последние десять лет исследованиям по проблемам толерантности уделяется повышенное внимание. В своих работах зарубежные и отечественные ученые сформировали и раскрыли представление о толерантности. Среди них: П. Кинг, Дж. Милль, А. Тейлор, а также А.Г. Асмолов, М. Поташник, Г.У. Солдатова. Ученые сошлись во мнении, что в понятии слова толерантность лежит в первую очередь уважение прав человека, показана забота о людях, принятие другого человека таким, каков он есть, отстаиваются его свобода, принципы и достоинства. В нашем детском саду, вместе воспитываются дети разных национальностей. Это позволяет назвать наше учреждение многонациональным, и познакомить детей культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов. Актуальность проблемы социокультурной толерантности связана с тем, что: • Остро обозначается сегодня проблема в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей. • Танцевальное искусство закладывает то духовное зерно, которое возрождает интерес к жизни в каждом человеке, вот поэтому элементы народной хореографии, изучаемые в учреждениях дополнительного образования, воспитывают этническую толерантность в детях дошкольного возраста. Исторически так сложилось, что Агинский бурятский округ – огромный многонациональный округ, издавна заселенный представителями разных национальностей: это русские, украинцы, армяне, белорусы, чуваши, башкиры, таджики, китайцы, буряты, дети смешанных браков, которые впитывали культуру нескольких народов и др. Основывая значимость данной проблемы, нами был разработан проект «Дружба в движении» Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, хореограф. Сроки реализации проекта: январь- март 2019г. 2.Содержание проекта Цель: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителей через хореографическое искусство. Задачи проекта: -Создать условия в группе для формирования толерантности у детей, педагогов, родителей. - Познакомить детей с историей танца и движениями русского, бурятского народа, с национальными узорами, национальной одеждой. - Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности. -Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского и бурятского народа. Новизна проекта: Создание условий для успешного вхождения в жизнь детского сада детей разных национальностей с тем, чтобы обеспечить право каждого ребенка на качественное образование и воспитание при полном уважении его культурной самобытности; 3.Этапы реализации проекта: Содержание работы 1.Подготовительный этап -Диагностика хореографических способностей детей по методике Элеоноры Павловны Костиной январь -Анкетирование родителей: «Понимаю, принимаю, осмысливаю», разработка плана работы с участниками проекта, социальными партнерами. Февраль Решение вопросов материально-технического характера: - приобретение видеоматериалов по темам, методической литературы, приобретение народных костюмов, наглядного материала о быте бурятского и русского народа, их традициях. -составление и утверждение сметы расходов. 2. Основной этап -Информационный стенд: «Права и обязанности родителей» -Беседа с детьми: -Знакомство детей с праздником бурятского народа Сагаалган. -«Табан нгын хадаг» -«12 жэл» - «Как встречали Масленицу» -«Знакомство русской народной одеждой» Февраль Оформление альбома: «Любимое блюдо моей семьи» Экскурсия в краеведческий музей «Давайте познакомимся» 4.Игровая деятельность: «Народные игры моей семьи» «Шагай наадан», «Шагай шрэхэ», «Мори урилдаан», «Алтан наш!», «Малгай нюусан», «Золотые ворота», «Бирюльки», «Казаки-разбойники», «Заря-зарница», «Кто быстрее на метле» Дидактические игры: «Подбери начинки для блинов», «Почини самовар», «Собери картинку», «Угадай по описанию», «Подбери похожий орнамент», «Расставь утварь в юрте и в избе» Встреча с бабушкой Цындымой « Бурят хубсаhан» Февраль Изготовление макета русской избы, бурятской юрты для мини-музея в группе. Ответственные родители Дондупов Д.О. Лаврентьев С.В НОД: Конструирование из бумаги: «Кукла Масленица», ИЗО: «Тарелочка для блинов», «Бурятский орнамент», аппликация «Бурятская юрта», лепка «Табан хушуун мал», лепка из теста «Бууза» -Выпуск книжки-раскладушки рецептов: «Мамины блины» Музыка. Разучивание песни «Ах, блины…», Январь-март Муз.рук Танцевальный кружок. Разучивание танца «Ярмарка», бурятский приветственный танец. Выпуск ЛЭПБУКа: «Сагаан hараар», «Встречаем Масленицу» Конкурс рисунков родителей с детьми «Добрым, жить на свете веселее» Выпуск стенгазеты «Здравствуй широкая Масленица» Заключительный этап Образовательное событие «Приходите в гости к нам!» 4.Ожидаемые результаты: 1.Реализация данного проекта предполагает изменение отношения родительского сообщества к ДОУ, осознание родителями ценности совместной деятельности с детьми и педагогами в новых видах деятельности. 2.У детей формируется доброжелательное отзывчивое, дружественное отношение к представителям других национальностей; 3.Уважительное отношение к языку, культуре и истории различных народов в различных видах деятельности. 4.У родителей повысится уровень компетентности в вопросах толерантного отношения к представителям других национальностей, как одного из компонентов формирования дружественного, доброжелательного отношений между детьми разных национальностей. 5.В детском саду пополнятся база демонстрационным, дидактическим и наглядным материалом. 6. У педагогов повышается уровень компетентности в вопросах этнической толерантности. 5.Смета расходов: Пошив костюма русского народного костюма: 10 девочек х 2000рублей=20.000 рублей 10 мальчиков х1000 рублей=10.000 рублей. Приобретение канцелярских материалов =1000 рублей. Итого:31.000 рублей 6.Риски и пути их устранения 1 риски Психологическая неготовность родителей к реализации проекта 1 Пути преодоления Информационно-просветительская работа; индивидуальные беседы с родителями 2. риски Отсутствие финансирования для реализации проекта 2. Пути преодоления Привлечение социальных партнеров. 3 риски Высокая нагрузка на воспитателя группы 3. Совместная работа с подменным воспитателем, музыкальным руководителем, с родителями 7. Перспективы развития проекта Реализация данного проекта возможно в ДОУ любого вида. Данный проект оказывает влияние на формирование уважительного отношения ребенка к представителям других национальностей, через привлечения внимания общественности к вопросам толерантности. Список использованной литературы: 1. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности / А.Г. Асмолов // На пути к толерантному сознанию – М., 2000. . –230с. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 272с. 3. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. – СПб.: «ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС». – 256с. 4. Карпенко В.Н. Основы межкультурного взаимодействия в хореографическом образовании: учебно-методическое пособие / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко. – Белгород, БГИИК, 2014. – 144с. 5. Сценическая хореография как феномен художественной культуры. 5. «Конвенция о правах ребенка» 1989г. 16 марта 2019 в 21:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.