МАДОУ «Дульдургинский детский сад «РОМАШКА» группа «Смешарики» воспитатель Намсараева Янжима Цыренжаповна

проект "Дружба в движении"

МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Ромашка»

Творческий проект по формированию основ толерантности у дошкольников

«Дружба в движении»

Автор: Намсараева Янжима

Цыренжаповна, воспитатель-хореограф

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Содержание проекта

3.Этапы реализации проекта

 4. Ожидаемые результаты

5. Смета расходов

6.Риски и пути их устранения

7.Перспективы развития проекта

8. Используемая литература

1.Пояснительная записка

Дошкольное  детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период основы  взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в это время важно сформировать у всех детей начало доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности. Вопрос воспитания толерантности у детей дошкольного возраста остается важным  и значимым. В связи с изменениями среды обитания людей возникла необходимость выведения мышления молодого поколения человечества на новый уровень. Такие качества как толерантность, способность понимания, доброжелательность по отношению ко всем людям в мире должны способствовать формированию каждой личности [1, с. 23]. Значительная роль в этом процессе принадлежит учреждениям дополнительного образования, в деятельности которых реализуются идеи гуманизации  и жизнетворчества воспитанников. Особую категорию воспитанников таких учреждений составляют дошкольники, активно осваивающие популярные программы раннего эстетического развития, среди которых, пожалуй, наибольшую востребованность составляют программы освоения танцевального искусства [2, с. 30]. Формирование толерантности актуальная проблема, но по причине недавнего возникновения, мало изученная. За последние десять лет исследованиям по проблемам толерантности уделяется повышенное внимание. В своих работах зарубежные и отечественные ученые сформировали и раскрыли представление о толерантности. Среди них: П. Кинг, Дж. Милль,  А. Тейлор, а также А.Г. Асмолов, М. Поташник, Г.У. Солдатова. Ученые сошлись во мнении, что в понятии слова толерантность лежит в первую очередь уважение прав человека, показана забота о людях, принятие другого человека таким, каков он есть, отстаиваются его свобода, принципы и достоинства.

В нашем детском саду, вместе воспитываются дети разных национальностей.  Это позволяет назвать наше учреждение многонациональным,  и  познакомить детей культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

Актуальность проблемы социокультурной толерантности связана с тем, что:

• Остро обозначается сегодня проблема в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей.

• Танцевальное искусство закладывает то духовное зерно, которое возрождает интерес к жизни в каждом человеке, вот поэтому элементы народной хореографии, изучаемые в учреждениях дополнительного образования, воспитывают этническую толерантность в детях дошкольного возраста.

Исторически так сложилось, что  Агинский бурятский округ – огромный многонациональный округ, издавна заселенный представителями разных национальностей: это русские, украинцы, армяне, белорусы, чуваши, башкиры, таджики, китайцы, буряты, дети смешанных браков, которые впитывали культуру нескольких народов и др.  Основывая значимость данной проблемы, нами был разработан проект «Дружба в движении»

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, хореограф.

Сроки реализации проекта: январь- март 2019г.

2.Содержание проекта

Цель: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителей через хореографическое искусство.

Задачи проекта:

-Создать условия в группе для формирования толерантности у детей, педагогов, родителей.

- Познакомить детей с историей танца и движениями русского, бурятского народа,  с национальными узорами, национальной одеждой.

- Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности.

-Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского и бурятского народа.

Новизна проекта: Создание условий для успешного вхождения в жизнь детского сада детей разных национальностей с тем, чтобы обеспечить право каждого ребенка на качественное образование и воспитание при полном уважении его культурной самобытности;

  3.Этапы реализации проекта:

Содержание работы

 1.Подготовительный этап

-Диагностика хореографических способностей детей по методике Элеоноры Павловны Костиной январь

-Анкетирование родителей: «Понимаю, принимаю, осмысливаю», разработка плана работы с участниками проекта, социальными партнерами. Февраль

Решение вопросов материально-технического характера:

- приобретение видеоматериалов по темам, методической литературы, приобретение  народных костюмов, наглядного материала о быте бурятского и русского  народа, их традициях.

-составление  и утверждение сметы расходов. 

2. Основной этап

-Информационный стенд:

«Права и обязанности родителей»

-Беседа с детьми:

-Знакомство детей с праздником бурятского народа Сагаалган.

-«Табан нгын хадаг»

-«12 жэл»

- «Как встречали Масленицу»

-«Знакомство русской народной одеждой» Февраль

Оформление альбома:

«Любимое блюдо  моей семьи»

Экскурсия в краеведческий музей «Давайте познакомимся»

4.Игровая деятельность:

 «Народные игры моей семьи»

«Шагай наадан», «Шагай шрэхэ», «Мори урилдаан», «Алтан наш!», «Малгай нюусан»,

 «Золотые ворота», «Бирюльки», «Казаки-разбойники», «Заря-зарница», «Кто быстрее на метле»

Дидактические игры:

«Подбери начинки для блинов»,

«Почини самовар»,

«Собери картинку», «Угадай по описанию», «Подбери похожий орнамент», «Расставь утварь в юрте и в избе»

Встреча с бабушкой Цындымой « Бурят хубсаhан» Февраль

Изготовление макета русской избы, бурятской юрты для мини-музея в группе.

 Ответственные родители Дондупов Д.О. Лаврентьев С.В

НОД: Конструирование из бумаги: «Кукла Масленица», ИЗО: «Тарелочка для блинов», «Бурятский орнамент», аппликация «Бурятская юрта», лепка «Табан хушуун мал», лепка из теста «Бууза»

-Выпуск книжки-раскладушки рецептов: «Мамины блины»

Музыка. Разучивание песни «Ах, блины…»,  Январь-март Муз.рук

Танцевальный кружок. Разучивание  танца «Ярмарка», бурятский приветственный танец.

Выпуск ЛЭПБУКа: «Сагаан hараар», «Встречаем Масленицу»

Конкурс рисунков родителей с детьми «Добрым,  жить на свете веселее» Выпуск стенгазеты «Здравствуй широкая Масленица»

Заключительный этап Образовательное событие «Приходите в гости к нам!» 4.Ожидаемые результаты:

1.Реализация данного проекта предполагает изменение отношения родительского сообщества к ДОУ, осознание родителями ценности совместной деятельности с детьми и педагогами в новых видах деятельности.

 2.У детей формируется доброжелательное отзывчивое, дружественное отношение к представителям других национальностей;

3.Уважительное отношение к языку, культуре и истории различных народов в различных видах деятельности.

4.У родителей повысится уровень компетентности в вопросах толерантного отношения к представителям других национальностей, как одного из компонентов формирования  дружественного, доброжелательного отношений между детьми разных национальностей.

5.В детском саду пополнятся база демонстрационным, дидактическим и наглядным материалом.

6. У педагогов повышается уровень компетентности в вопросах  этнической толерантности.

5.Смета расходов:

Пошив костюма русского народного костюма:

10 девочек х 2000рублей=20.000 рублей

10 мальчиков х1000 рублей=10.000 рублей.

Приобретение канцелярских материалов =1000 рублей.

  Итого:31.000 рублей

6.Риски и пути их устранения

1 риски Психологическая неготовность родителей к реализации проекта

1 Пути преодоления Информационно-просветительская работа; индивидуальные беседы с родителями

2. риски Отсутствие финансирования для реализации проекта

2. Пути преодоления Привлечение социальных партнеров.

3  риски Высокая нагрузка на воспитателя группы

3. Совместная работа с подменным воспитателем, музыкальным руководителем, с родителями

7.  Перспективы развития проекта

Реализация  данного проекта возможно в ДОУ любого вида. Данный проект оказывает влияние на формирование уважительного отношения ребенка к представителям других национальностей, через привлечения внимания общественности к вопросам толерантности.

Список использованной литературы:

 1. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности / А.Г. Асмолов // На пути к толерантному сознанию – М., 2000. . –230с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 272с.

3. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. – СПб.: «ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС». – 256с.

4. Карпенко В.Н. Основы межкультурного взаимодействия в хореографическом образовании: учебно-методическое пособие / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко. – Белгород, БГИИК, 2014. – 144с. 5. Сценическая хореография как феномен художественной культуры.

5. «Конвенция о правах ребенка» 1989г.

16 марта 2019 в 21:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.